- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Впервые этот радиотелеграфный сигнал прозвучал в эфире в 1898 году, когда пароход Мэттьюз налетел на плавучий маяк Ист-Гудвин, стоявший на якорях в нескольких милях от Дувра. Однако только через восемь лет сигнал SOS был принят в качестве международного. Принятию этого решения предшествовала длительная и упорная борьба.
Международно-правовое регулирование радиообмена ведет начало с Радиотелеграфной конференции 1903 года, состоявшейся в Берлине. На конференцию, имевшую целью наметить регулирование радиосвязи между береговыми и судовыми радиостанциями, Германия пригласила лишь семь стран: Австро-Венгрию, Испанию, Францию, Великобританию, Италию, Россию и США.
В числе русских делегатов был А. С. Попов. Отмечая его присутствие, германский статс-секретарь Кретке сказал, что А. С. Попову «мы обязаны первым радиотелеграфным аппаратом».
Конференция 1903 года должна была установить такое регулирование радиосвязи, которое допускало бы применение всех систем радиотелеграфа. Однако уже при открытии конференции между ее участниками возникли резкие противоречия. Германия, представляющая интересы фирмы «Телефункен», отстаивала свои «отечественные» системы радиотелеграфа. Компания Маркони нашла себе ярых защитников в лице делегатов Великобритании, так как существовало соглашение компании Маркони с Ллойдом, по которому последний обязался внедрять на судах только радиотелеграфы итальянской системы. При этом запрещалось поддерживать связь с судами, имеющими на борту аппараты других систем. Тем не менее, большинство делегатов высказалось в пользу обязательности радиообмена независимо от системы радиотелеграфа.
На конференции была сделана попытка договориться об установлении специального радиотелеграфного сигнала для судов, терпящих бедствие в море.
Предлагалось сочетание букв SSSDDD. Но принятию этого сигнала воспротивились представители Великобритании. Англичане упрямо добивались своей цели — принять радиотелеграф системы Маркони в качестве единственного международного.
А по этой системе сигнал бедствия состоял из сочетания букв CQD, что в передаче азбукой Морзе звучит
как ---------------------- . Для расшифровки сигнала подобрали фразу: «Come Quick, Danger» (Идите быстрее, опасность). Однако международным этот сигнал не стал.
Суда, на которых была установлена аппаратура других фирм, сигналом не пользовались.
Споры были долгими и упорными. Делегации Великобритании и Италии не подписали заключительного протокола и приложили к нему особые декларации. Инициаторами новой Международной конференции были берлинский почтамт и почтовые ведомства некоторых европейских стран. Она открылась 3 октября 1906 года в Берлине и работала в течение месяца; в ней приняли участие 105 делегатов от 29 государств.
И на этот раз яблоком раздора стали притязания компании Маркони осуществлять международный радиообмен только на аппаратах ее системы. Проводником интересов Маркони на этой конференции вновь была делегация Великобритании.
Важнейшими вопросами на конференции являлись принятие соглашения о радиотелеграфном обмене независимо от системы радиотелеграфа и утверждение единого международного сигнала бедствия. Только такие соглашения открывали путь к международному регулированию радиотелеграфного обмена между береговыми и судовыми станциями и повышению безопасности мореплавания.
Приводилось много доводов о необходимости безотлагательно решить эти вопросы. Один из делегатов напомнил, какое «неприятное впечатление» произвел во всем мире случай с трансатлантическим пароходом Фатерланд. А дело было так.
Американский корабль Лебанон получил приказ искать в океане обломки судна, представляющегоопасность для судоходства. Встретив Фатерланд, американцы попытались связаться с ним по радио. Однако Фатерланд отказался отвечать на какие-либо вопросы Лебанона. При этом капитан Фатерланда сослался на то, что ему запрещено устанавливать радиосвязь с любым судном, снабженным иной, чем у Маркони системой радиотелеграфа.
Принятие сигнала SOS в качестве международного происходило на конференции в обстановке острой курентной борьбы и споров между представителями, отстаивающими интересы различных фирм и компаний.
Предложений о едином сигнале бедствия было более чем достаточно.
Американцы предлагали сочетание NC, что соответствует флажному сигналу: «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь».
Немцы настаивали на принятии сигнала SOE, который, по мнению немецких экспертов, удобен для всех. В пылу дискуссий одни из участников конференции предложил заменить Е на S. Утверждают, что это был музыкант, который сочетание букв SOS нашел наиболее благозвучным. Для консультации призвали психологов, физиков и музыкантов. Они и подтвердили, что сигнал SOS является наиболее приемлемым. В конечном счете британский делегат был вынужден признать обязательность радиообмена между судовыми станциями, но лишь в случае необходимости оказания помощи.
Многие ошибочно считают, что сигнал SOS в переводе значит — первые буквы английской фразы - Save Our Souls (Спасите наши души). Не следует в нем видеть и сочетание слов Save Our Ship (Спасите наше судно), Swim or Sink (Плыть или тонуть) и т. п. В действительности SOS — это короткий ритмичный радиотелеграфный сигнал, не имеющий ничего общего со всеми фразами. Его можно легко и быстро передавать и принимать. Передается сигнал слитно, без пауз между буквами.
Через месяц работы конференции, 3 ноября 1906 года, 27 из 30 ее участников подписали от имени своих правительств Международную радиотелеграфную конвенцию. В качестве международного сигнала бедствия было принято сочетание трех букв SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, обязаны принимать SOS вне всякой очереди.
В статье 9-й конвенции указывалось, что радиотелеграфные станции обязаны в первую очередь принимать сигналы бедствия, посылаемые с морских судов, отвечать на эти сигналы и принимать необходимые меры. Однако вскоре выяснилось, что Конвенция выполняется далеко не всеми. Немецкие представители обвиняли англичан в том, что именно они в интересах Маркони тормозят выполнение принятых решений. Срок введения сигнала SOS в качестве международного отодвинулся на 1908 год. Известно, что еще в 1912 году гибнущий лайнер Титаник наряду с SQS применял и сигнал CQD.
С тех пор прошло более полувека, и все имели возможность убедиться в значимости международного сигнала SOS. Благодаря ему спасены многие корабли и тысячи людей, потерпевших кораблекрушение.