- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Этот случай имел место вблизи японского порта Наха (о. Окинава). 17 августа 1963 года морской паром Мидори Мару с 270 пассажирами на борту опрокинулся во время шторма. Вместе с судами активное участие в спасении людей принимали и вертолеты. До наступления ночи ими был спасен 141 человек.
В январе 1962 года английский грузовой теплоход Гладония оказался в весьма затруднительном положении. Совершая каботажное плавание у побережья Голландии, он сел на мель недалеко от берега. Истинная причина аварии не сообщалась. Судовладельцы обычно запрещают капитанам судов говорить правду об обстоятельствах аварии, надеясь получить от страхового общества наибольшее вознаграждение.
Вначале на судне пытались сняться с мели собственными силами, однако это не удалось. Теплоход Гладония все больше заносило илом. Когда запасы питьевой воды и продовольствия оказались на исходе, запрошенный по радио судовладелец разрешил экипажу оставить судно. Но теперь это было уже невозможно.
Разыгравшаяся морская стихия не позволяла спустить с теплохода спасательную шлюпку или снять экипаж при помощи судов-спасателей. Тогда были вызваны вертолеты. Они успешно справились с поставленной задачей.
В мае 1962 года в результате комбинированных действий спасательных судов и вертолетов были сняты не только люди, но и наиболее цепные грузы с парохода Чикасан водоизмещением 10 000 т. Штормом этот пароход был выброшен на скалы у острова Санта Роза, близ порта Санта-Барбара (Калифорния). Спасательные суда и баржи не могли подойти к Чикасану, так как им также грозила посадка на мель. Тогда в операцию включились вертолеты, которые сняли с гибнущего судна людей, грузы, ценное оборудование и переправили на спасательные суда и баржи. В этой спасательной операции были использованы вертолеты, снабженные поплавками для посадки на воду.
В ноябре 1962 года в тяжелом положении оказался французский траулер Жанна Кужи водоизмещением 275 т. Застигнутый жестоким штормом у берегов полуострова Корнуэлл, траулер потерял управление и был выброшен на прибрежные скалы. Сигналы SOS, посланные в эфир моряками, достигли береговых станций. И сразу же к месту катастрофы на морских судах, самолетах и вертолетах устремились спасательные команды. Однако подход к траулеру со стороны моря оказался опасным не только для судов-спасателей, но даже для шлюпок, так как место гибели траулера Жанна Кужи, расположенное вблизи юго-западного побережья Англии, отличается подводными препятствиями, мелководно и скалисто. Положение осложнялось жестоким штормом, и судам грозила опасность разделить участь Жанны Кужи. Не могли оказать помощь и гидросамолеты; которые, пролетев над местом трагедии, сбросили морякам пакеты с продовольствием и медикаментами, но не имели возможности совершить посадку на воду вблизи Жанны Кужи. Только одному виду спасателей — вертолетам было под силу спасти моряков с траулера. Над Жанной Кужи повис вертолет. С помощью спущенных тросов и специальных сетчатых «люлек» на него удалось поднять оставшихся в живых людей.
В январе 1963 года западногерманский грузовой теплоход Орион II во время рейса получил повреждения корпуса и был вынесен льдами Балтийского моря на мель. Вода проникла через поврежденный корпус и затопила трюмы. Гибель Ориона II стала неминуемой. Теперь жизнь команды зависела от быстрой и эффективной помощи береговых спасательных команд. Это было очень сложно осуществить, так как корабли и спасательные боты должны были пробиваться к аварийному теплоходу через ледяные заторы и плавучие льды. По сигналу SOS на помощь команде Ориона II направились вертолеты. Они быстро обнаружили судно и сразу же приступили к спасению экипажа. Прежде чем теплоход затонул, вертолетам удалось снять с него всех моряков.
29 января 1963 года вблизи входа в Босфор оказался на скалах турецкий пароход Тан, шедший с грузом угля в Стамбул. Погода мало благоприятствовала плаванию, а к концу рейса совсем испортилась. Черное море штормило. Когда судно потерпело аварию, капитан понял, что оно обречено на гибель. Построенный более сорока лет назад, сильно изношенный корпус парохода не мог выдержать предстоящей борьбы со стихией. По сигналу SOS к аварийному пароходу направился спасательный буксир Нмроз II. Однако из-за огромных волн буксир не мог подойти к гибнущему судну. Между тем пароход Тан все больше погружался в воду с 26 членами команды на борту. Когда капитан спасательного буксира Нмроз II убедился, что ему не удастся снять экипаж гибнущего парохода, по радио были вызваны вертолеты. Они повисли над судном, подали на его палубу спасательные беседки, сняли экипаж и благополучно доставили его на берег.
15 марта 1963 года либерийский пароход Силъвер Валлей на пути из Риеки в Льянес с грузом удобрений на борту во время шторма сел на мель и через некоторое время начал разламываться. Катастрофа произошла на внешнем рейде города Опорто. Шторм не позволил команде спустить на воду спасательные шлюпки. Не было надежды и на то, что к Силъверу Валлею смогут подойти спасательные суда или боты. Море около судна изобиловало подводными опасностями. Экипаж парохода оказался в трагическом положении. Спасение людей зависело только от быстрых и эффективных действий вертолетов-спасателей. Операция по снятию экипажа Силъвера Валлея была проведена успешно: все 29 человек были спасены. Почти сразу же после снятия экипажа Силъвер Валлей разломился на две части. Кормовая часть была унесена волнами, а носовая так и осталась на месте аварии.
Ночью 23 октября 1963 года потерпел аварию испанский грузовой теплоход Хуан Феррер, совершавший прибрежный рейс у полуострова Корнуэлл. Капитан теплохода Руиз сообщил, что судно село на скалы и находится в тяжелом положении. После этого связь с Хуаном Феррером прервалась. Наряду со спасательными судами активное участие в операции приняли вертолеты. Они доставили спасательную партию, а затем эвакуировали ее с труднодоступных мест на скалах. Ими же были подобраны и перевезены в безопасное место спасенные моряки. Капитан Руиз, который во время кораблекрушения получил ранение, сразу был доставлен в госпиталь. Вертолетами были также подобраны 9 трупов испанских моряков.
В декабре 1963 года вертолеты сняли команду с турецкого парохода Абдуллах, севшего на мель у порта Констанца.
3 апреля 1965 года панамский пароход Нан Ан подходил к цели своего плавания Гонконгу. Внезапно Нан Ан ударился форштевнем о препятствие, и через мгновение его носовая часть оказалась на скалах. Вначале казалось, что операция по снятию парохода со скал не вызовет особых трудностей, однако все попытки спасательных судов стащить судно на воду оказались тщетными. Судьбу парохода решил начавшийся шторм. Под ударами волн судно начало раскачиваться. Временами казалось, что оно вот-вот опрокинется. Тросы, заведенные на судно со спасательного буксира, лопнули. Спасение команды с гибнущего судна чрезвычайно усложнилось: высокие волны и крен судна не позволяли спустить с борта спасательные шлюпки, а скалы и многочисленные подводные препятствия не давали возможности подойти к Han Any спасательным судам. Тогда были вызваны вертолеты, которые успешно справились со своей задачей.
Несомненно, что успешное действие вертолетов-спасателей, выполняющих самую ответственную задачу — спасение людей, терпящих бедствие на море, — обеспечивает винтокрылой авиации самое широкое применение в будущем.