Столкновения в море

Столкновения судов в мореТесно становится на морских и океанских путях. С каждым годом увеличивается количество судов торгового и рыбопромыслового флотов. На вооружение военно-морских флотов поступают новые корабли и подводные лодки. Растут скорости кораблей и граж­данских судов, появляется все больше быстроходных судов на подводных крыльях и воздушной подушке. Возникают новые проблемы по обеспечению безопасно­сти движения и предупреждению столкновений судов в море.

Столкновение судов в море — очень серьезная ава­рия, сопровождающаяся большими разрушениями, а иногда гибелью судна и человеческими жертвами.

Особенно тяжелыми последствиями чреваты столк­новения военных кораблей или столкновения военного корабля с гражданским судном. К трагедии может при­вести столкновение с атомной подводной лодкой или с надводным кораблем, на котором имеется атомное оружие или ядерная энергетическая установка. Столк­новение танкеров может вызвать пожар и привести к взрыву. Вероятность «двойной» аварии на танкерах гораздо большая, чем на других типах судов торгового флота.

На безопасность плавания серьезное влияние ока­зывает еще один фактор — пиратские рейды военных кораблей США к чужим берегам. После задержания в январе 1968 года американского разведывательного судна Пуэбло в территориальных водах КНДР в Япон­ское море были переброшены три американских авиа­носца и большое число других боевых кораблей США. Эти перемещения создали трудности для японских рыбаков, находящихся на промысле в этом районе. Опасность столкновений, помехи, создаваемые в эфи­ре, дезорганизовали лов. Иногда американские боевые корабли окружали рыболовные суда, мешая им зани­маться ловом.

Эти действия американцев вызвали законный про­тест японской общественности. Ассоциация рыбаков префектуры Хного направила председателям обеих па­лат японского парламента петицию с требованием обеспечить безопасность лова и жизни рыбаков, веду­щих промысел в Японском море.

О количестве происшествий, имеющих место из-за столкновений судов в море, красноречиво говорит ава­рийная статистика. По данным Ливерпульской ассо­циации страховщиков, в 1964 году в результате столк­новений затонуло 18 судов, а 1735 судов получили аварийные повреждения. В 1965 году эти цифры были соответственно 14 и 1945, причем статистикой учиты­вались только крупные суда тоннажем более 500 рег. т.

Как уже отмечалось выше, одной из главных при­чин столкновений судов является теснота на морских дорогах. Об интенсивности судоходства в отдельных районах можно судить по движению судов в проливах Ла-Манш и Па-де-Кале. Ежедневно через эти проливы проходит от 800 до 1000 судов, или около 330 000 су­дов в год. Подсчитано, что в любое время в проливах находится около 40 судов, 20 из которых двинется в сторону Англии и Балтийского моря и 20 в западном направлении, т. е. существует 20 возможностей столк­нуться. При этом 90% всех судов движутся в полосе шириной пять миль, поскольку эта полоса лучше осна­щена средствами навигационной обстановки. А вот другой пример. На экране локатора одного судна было отмечено 12 судов, догоняющих его, 25 — пересекаю­щих курс, и 129 судов, шедших встречным курсом.

Что касается столкновений в море, сопровождаю­щихся крупными повреждениями судов и большими человеческими жертвами, то согласно той же стати­стике число их ежегодно колеблется в пределах от 200 до 400. При этом отмечается, что врагом N° 1 для су­доводителей являются туман и плохая видимость.

С установкой на морских судах радаров и особенно со времени распространения их в торговом судоходст­ве казалось, что аварий из-за столкновений при пла­вании в условиях ограниченной видимости больше не будет, или, во всяком случае, они значительно сократят­ся. Однако на практике этого не произошло.

Зарубежные специалисты объясняют такое положе­ние недостаточной подготовленностью судоводителей к правильному и четкому использованию радара. До­статочно отметить, что из 360 столкновении, зафикси­рованных за последнее время в Северном море, в 250 случаях на судах имелись радары. Вместе с тем в ря­де случаев значение радара переоценивается. Как по­казывает анализ аварий, происшедших из-за столкнове­ний, одной из причин катастроф судов, имевших радар, было неправильное представление о том, что радар мо­жет полностью заменить необходимость визуального наблюдения и соблюдения хорошей морской практики.

Наиболее частыми ошибками, которые совершают судоводители, являются: неправильная оценка курса встречного судна, чрезмерная скорость, непонимание или даже полное пренебрежение сигналами, установ­ленными Правилами при плавании в тумане; замед­ленная отдача команды об остановке двигателя, выпол­нение маневров исходя из данных, неправильно снятых с экрана радара, и т. д.

Тяжелая катастрофа в результате этих ошибок про­изошла во время столкновения английского теплохода Нисето де Ларринга с французским танкером Стала.

Столкновения в море
1 (20%) 3 votes

Еще статьи:

Аварии кораблей и судов. Причины
SOS - перевод
Найденыш
Иногда судам не хватает высоты моста…
Опрокидывание при спуске лайнера «Принцесса Иоланта». Начало
«Рекорды» лайнера Канберра. Окончание
Бесследное исчезновение двух судов в море
Ошибки при постройке корабля.Часть 3
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2017 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Читайте ранее:
Спасательные операции «воздух — море»
Спасательные операции «воздух — море» в действии

Этот случай имел место вблизи японского порта Наха (о. Окинава). 17 августа 1963 года морской па­ром Мидори Мару с 270...

Закрыть